четверг, 13 ноября 2014 г.

В память об отце. ЗАГРАНКА. ГОСТИНЦЫ И ПОДАРКИ ИЗ-ЗА БУГРА. Часть 7

Мой отец - моряк загранплавания
Шерстюк Виктор Павлович


Пост о том, с какими подарками и гостинцами мой отец приезжал из-за границы, а также о том, какую карьеру сделал мой отец, советский моряк,  к своим 30 годам.

Не каждый моряк СССР имел разрешение от "соответствующих органов" на посещение заграницы, в особенности капиталистических стран. Моряк должен был иметь безупречную служебно - политическую характеристику как очень сознательного и патриотичного гражданина СССР. И мой отец имел таковую -


Кроме того, перед каждым загранрейсом, моряки давали спец. расписку, в которой обязались вести себя как подобает советским гражданам и хранить государственную тайну. Так выглядел бланк расписки -

Расписка, которую давали моряки
 загранплавания

В далеких 60-х, наиболее престижной считалась профессия моряка, но не просто моряка, а моряка загранплавания и не столько из-за романтики дальних странствий, хотя такой элемент также присутствовал, сколько из материальных соображений.

В силу специфических экономических отношений в те годы, доходы моряка с визой, то есть с правом на загранрейсы, раз в 10 превышали заработок моряка каботажного плавания (перевозка грузов и пассажиров между портами разных морей). Официально зарплата первого была лишь немногим больше, чем у второго. Дело в том, что часть ежемесячной зарплаты за время проведенное за границей, с момента выхода в загранрейс и до возвращения в любой отечественный порт, - моряк получал в долларах! Эти деньги предназначались на карманные расходы и покупки вещей личного пользования во время увольнительных на берег в иностранных портах (рубль был неконвертируемой валютой и был запрещен к вывозу за рубеж).

Однако на практике, моряк старался накупить за границей как можно больше дешевых, нередко уцененных вещей, имеющих спрос в СССР, и в силу огромной нехватки товаров, получить дополнительный доход. Так, если по официальному курсу 1 доллар = 65-75 коп., ( по такому курсу моряк получал валюту), то после реализации товара на толчке или в комиссионке у него выходило 30-50 руб. за 1 доллар. Таким образом 20-30 руб. в месяц (10-15 процентов от зарплаты), но полученные в валюте, превращались в немалый доход.

Провезти товары для продажи было непросто. Перед заходом в родной порт каждый моряк раскладывал купленные вещи для показа таможне. Существовали списки товаров и их количества разрешенные к ввозу. Главный критерий: "не в товарном количестве". Например: ткани - до 5 метров, пальто - 4 ( 2 женских, 2 мужских), косынки - до 10 шт. "Лишние" вещи опечатывали и записывали на следующий рейс. В случаях крупных нарушений могли и визу закрыть.

Таможенники тщательно осматривали корабль, особенно сухогрузы, залезали во все щели и люки, где могла быть спрятана "контрабанда", но пассажирские суда досматривали по упрощенной схеме : просто не хватало времени ввиду их больших размеров.

На фото отец сфотографировал 
катер турецких таможенников

Моряки покупали дешевые товары в определенных портах и если заходов в эти порты не было, валюта оставалась. Ее сдавали и в следующем рейсе получали опять, либо обменивали на специальные чеки на которые можно было покупать только в особом магазине для моряков по совершенно другим, значительно более низким ценам, но главное, - там были импортные т.н. дефицитные товары. Поэтому на черном рынке за 1 рубо-чек давали от 10-12 до 20-25 обычных рублей (в разное время) и это еще при том, что входить в специализированный магазин могли только моряки и члены их семей по соответствующим документам.

В заграничных портах моряков отпускали на берег по три человека - один обязательно из командного состава. Списки на увольнение составлялись накануне помполитом ( 1-ый помощник капитана). Этот помощник в кораблевождении участия не принимал - назначался партийными органами и следил за благонадежностью команды, включая капитана, за границей.

На фото: образцы чеков разных лет. Чеки шли сшитыми
 в книжечку в наборе разного достоинства (на полях видны 
дырочки от скрепки). На чеках для моряков всегда было изображение 
якоря для отличия от других многочисленных типов валютных чеков 
разных категорий (дип. работников, специалистов работавших по контракту
 за границей и т.п.).
 










Отношение властей ко всему этому валютно-товарно-чековому обороту на флоте было двоякое: с одной стороны таможенники отлавливали " спекулянтов", стараясь перекрыть "незаконный источник обогащения", с другой пароходство, самая влиятельная организация, смотрела на все "сквозь пальцы" - сложившаяся система закрепляла квалифицированные кадры и помогала держать дисциплину (под угрозой закрытия визы). Работа моряка очень тяжелая: несколько месяцев в рейсе вдали от семьи, работа без выходных и праздников в три смены, жизненное пространство ограниченное кораблем, шторма и резкие перемены климата (сегодня северный порт, а через 2 недели тропики или наоборот) и только возможность хорошего заработка могла удержать на такой работе людей.

Мама рассказала, что в Севастополе, на Малаховом кургане, отец нелегально менял свои "боны" на рубли. Моряки знали "рыбные" места. Были такие товарищи, которые оказывали такие услуги.

Когда отец приезжал из загранки, он мог позволить себе ходить с друзьями в рестораны, не раз и не два.... Родственникам он накрывал такие "поляны", что столы ломились от продуктов и напитков, а застолья эти, как правило, сопровождались многочасовыми рассказами отца о жизни и работе на параходе, (как он любил называть корабль), и о том, как люди живут "за бугром". Одно дело люди читали в газетах грязную антикапиталистическую пропагаду, в основном ложь о том, как они там плохо живут, другое дело - они слышали правду о жизни за границей от очевидца.


ГОСТИНЦЫ И ПОДАРКИ ИЗ-ЗА БУГРА

Что же привозил из загранки мой отец? Отец покупал себе за границей новую, модную одежду (это можно видеть по многим фотографиям, которые я загрузил), также импортные наручные часы. Маме отец купил пару новых платьев из модной ткани - Джерси (jersey), новое пальто, платки, одеяла. Привозил конфеты в фирменных цилиндрических жестяных банках с красивым, цветным изображением - солдаты и сидящие рядом с ними в карете дамы в роскошных платьях. На картинке они сидели в роскошной карете, запряженной белыми лошадьми. Солдаты держали в руках эти банки и из них угощали дам конфетами (своеобразная реклама), но красивая. Жаль коробки те не сохранились, но я их хорошо помню и на одном из фото ниже, одна такая коробка стоит на старинном буфете (оранжевая стрелка). Конфеты те маме не понравились. По её словам, они были не такими сладкими, как отечественные и очень напоминали наши "ириски". Другое дело соки, тогда ещё живой и цветущей английской фирмы IDRIS. Мама рассказала, что отец привозил эти соки ящиками - апельсиновый, мандариновый, лимонный и ничего подобного по вкусу в СССР тогда не производили. Конечно ещё привозил разные экзотические фрукты, - бананы, кокосы, ананасы, апельсины. Алкоголь отец из загранки не привозил, скорее всего это было строго запрещено.


Этот красочный платок (0.80 х 0.70) отец привез в подарок моей маме, 
тогда еще невесте, из Гибралтара в 1968 году. На платке написано: "Бой Быков 
СУВЕНИР ГИБРАЛТАРА". К счастью платок сохранился!


На некоторых фотках из семейного архива на столах 
можно заметить импортные бутылки с этикеткой - IDRIS*. 
На первой фотке, виновник застолья, мой отец, сидит на стуле слева
На фото отец - слева




*Компания IDRIS была основана в 1873 году Thomas Howell Williams, 
который был настолько поражен красотой Идрис гор в Уэльсе, что он 
изменил свое имя на Thomas Idris. Компания занималась производством 
минеральной и газированной воды. Позже компания стала производить 
ароматизированные напитки, лимонады, содовые, имбирное пиво, соки 
лайма, фруктовые сиропы, крепленые вина.




В 1987 году компания Britvic купила бренд IDRIS
 и в их ассортименте продукции в настоящее время 
выпускается ИМБИРНОЕ ПИВО с названием IDRIS



ИТАК, КАРЬЕРА МОЕГО ОТЦА К 30 ГОДАМ:

В 1940 - мой отец родился
С 1956 - становится членом ВЛКСМ (16 лет)
С 1959 - служба в армии ВМФ СССР (19 лет)
С сентября 1961 - 20 мая 1963 - служба в В/Ч №99724
С 1 февраля 1963 - по 26 марта 1968 - работа радиооператором 2 класса от СУТФ (Севастопольское Управление Тралового Флота), ЗАГРАНКА
1969 - женился (29 лет)
1970 - купил новые Жигули, ВАЗ 2101 за честно заработанные в 30 лет!

Думаю, на то время, это было круто. Для гражданина СССР жизнь удалась!)))

НО каждый рубль, бонн или доллар доставался моему отцу с большим трудом и риском для жизни. Кажущееся бесконечным плавание вызывало душевную тошноту и желание поскорее "завязать" с этой работой. И хотя она считалась престижной и была высокооплачиваемой, все равно моряков с неудержимой силой тянуло на берег, к родным и близким, невестам, женам,  детям..... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий